Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование.  В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами  службы ПМПК, ТПМПК, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

В настоящее время в МБДОУ отсутствуют воспитанники, нуждающихся в услугах ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах, об объектах

для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В  МБДОУ Детский сад  № 8 «Оленёнок» имеются функциональные помещения для обеспечения образовательной деятельности: 10 групповых комнат и спален по возрастам. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- кабинет педагога-психолога;

- кабинет учителя-логопеда;

- музыкальный зал;

- физкультурный зал, оснащенный разным оборудованием для двигательной и игровой активности, и спортивным инвентарем;

- театральная студия;

- студия народных промыслов;

- изо-студия.

Практические занятия проходят во всех возрастных группах, музыкальном и физкультурном залах, кабинетах специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:

- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);

- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;

- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;

- книги совместного пользования.

Наличие учебно-методической и художественной литературы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам:

- Перечень учебно-методической литературы

- Перечень художественой литературы, хрестоматии, энциклопедии.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории, подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости.

Объекты спорта, находящиеся на территории ДОУ:

- музыкальный и физкультурный залы в детском саду используется в соответствии с расписанием занятий;

- 10 прогулочных площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями;

- спортивно-игровой комплекс на участке МБДОУ (для индивидуальной работы с детьми);

- в каждой возрастной группе оборудованы спортивные центры для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня, а так же имеются пособия для индивидуальной работы с детьми.

Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Для реализации двигательной деятельности детей используются физкультурное оборудование и спортивный инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом ребенка.

- Материально-техническое оснащение физкультурного зала (физкультурное оборудование, спортивный инвентарь)

Технические средства обучения. Для осуществления образовательной деятельности с детьми в ДОУ используются различные  средства  обучения  и  воспитания,  в  том  числе  технические, визуальные и аудиовизуальные. Для проведения физкультурных и музыкальных занятий, праздников различной тематики, спортивных развлечений в музыкальном и физкультурном залах имеется всё необходимое оборудование. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания, либо в соответствии с ИПР (индивидуальный план развития).

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
— Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
— Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
— Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) 

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
 
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Всё оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания.

Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация доступности объекта социальной инфраструктуры (далее — ОСИ) для инвалидов – форма обслуживания


п/п

Категория инвалидов
(вид нарушения)

Вариант организации доступности ОСИ (формы обслуживания) *

1.

Все категории инвалидов
в том числе инвалиды:

 

2.

Передвигающиеся на креслах-колясках

ДУ

3.

С нарушениями опорно-двигательного аппарата

ДУ

4.

С нарушениями зрения

ДУ

5.

С нарушениями слуха

ДУ

6.

С нарушениями умственного развития

ДУ

  * —  указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»:
А – доступны все структурно-функциональные зоны ОСИ;
Б – в уровне первого этажа организованно место обслуживания инвалидов;
ДУ – доступен условно, то есть организовано дистанционное обслуживание, помощь персонала и т.д.;
ВНД – временно недоступен.

В ДОУ разработан паспорт доступности  учреждения ОСИ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами:  педагог-психолог, социальный педагог,   медицинская сестра

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон


п/п

Основные структурно-функциональные зоны

Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов **

1.

Территория, прилегающая к зданию (участок)

ДП – И (Г)

2.

Вход (входы) в здание

ДЧ – И (Г, У)

3.

Путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации)

ДЧ – И (Г, О, У)

4.

Зона целевого назначения здания (целевого посещения ОСИ)

ДЧ – И (Г, О, У)

5.

Санитарно-гигиенические помещения

ДЧ – И (Г, У)

6.

Система информации и связи (на всех зонах)

ДЧ – И (Г, О, У, К)

7.

Пути движения к ОСИ (от остановки транспорта)

ДЧ – И (Г, О, У, С)

 ** ДП-В – доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) — доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В – доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ – доступно условно; ВНД – временно недоступно.

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса МБДОУ Детский сад  № 8 «Оленёнок»:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

- создаёт условия для позитивной социализации, индивидуализации, поддержки детской инициативы и творчества детей с ОВЗ;

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Организация питания воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Питание в учреждении осуществляется в соответствии с примерным меню, рассчитанным на 10 дней, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в учреждении для трех возрастных категорий: для детей от 2-х месяцев до одного года, от 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет. Меню утверждается заведующим по согласованию с технологом по питанию. В детском саду работает один шеф-повар, 4 повара, 1 кладовщик, два кухонных рабочих, которые придерживаются в своей работе должностных инструкций разработанных согласно их обязанностям.

Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ Детский сад № 8 "Оленёнок" не осуществляется.

С подробной информацией об организации питания в МБДОУ Детский сад № 8 "Оленёнок" можно ознакомиться в разделе "Организация питания"

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

С целью охраны здоровья детей в ДОУ разработан план взаимодействия с ГБУЗ СОКБ «Детская поликлиника», направленный на реализацию комплекса медицинских оздоровительных и профилактических мероприятий.
В ДОУ имеется медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку.
В Учреждении имеются физкультурный зал, спортивная площадка с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ Детский сад  № 8 «Оленёнок».
Согласно Постановлениею Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в ДОУ разработан учебный план.
Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика детского травматизма.
В ДОУ созданы условия по предупреждению детского травматизма.
В помещениях ДОУ:
— мебель соответствует росту детей, оборудование надежно закреплено и не имеет острых углов;
— батареи отопления ограждены деревянными щитами;
— все выходы и входы из здания освещены;
— для хранения дезинфицирующих и моющих средств специальные шкафы, на которых имеются замки, к ним нет доступа детей.
— вдоль всех лестниц имеются перила в соответствии роста детей;
— в каждой группе для персонала имеются памятки о профилактике травматизма.
Психологическое сопровождение обучающихся ДОУ осуществляет педагог – психолог в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями), используя групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,

приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей – одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ Детский сад № 8 «Олененок», на котором существует версия для слабовидящих.

Воспитанники дошкольного учреждения доступа к информационной сети "Интернет" не имеют.

Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся, 

в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

Сведения об электронных образовательных ресурсах (ЭОР) для обучающихся ДОУ, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат (отсутствует)

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (отсутствует)