Доступная среда
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование. В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, ТПМПК, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
В настоящее время в МБДОУ отсутствуют воспитанники, нуждающихся в услугах ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах, об объектах
для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ Детский сад «Оленёнок» имеются функциональные помещения для обеспечения образовательной деятельности: 10 групповых комнат и спален по возрастам. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя-логопеда;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал, оснащенный разным оборудованием для двигательной и игровой активности, и спортивным инвентарем;
- театральная студия;
- студия народных промыслов;
- изо-студия.
Практические занятия проходят во всех возрастных группах, музыкальном и физкультурном залах, кабинетах специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога.
-
Помещения групп оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. 9 групп оснащены интерактивным оборудованием. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с Основной образовательной Программой дошкольного образования.
-
В учреждении согласно штатному расписанию коррекционно-развивающую деятельность осуществляют 1 учитель-логопед и 1 педагог-психолог.
-
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
- книги совместного пользования.
Наличие учебно-методической и художественной литературы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам:
- Перечень учебно-методической литературы, средств воспитания и обучения
- Перечень художественной литературы, хрестоматии, энциклопедии
- Перечень электронных образовательных и информационных ресурсов
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории, подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости.
Объекты спорта, находящиеся на территории ДОУ:
- музыкальный и физкультурный залы в детском саду используется в соответствии с расписанием занятий;
- 10 прогулочных площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями;
- спортивно-игровой комплекс на участке МБДОУ (для индивидуальной работы с детьми);
- в каждой возрастной группе оборудованы спортивные центры для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня, а так же имеются пособия для индивидуальной работы с детьми.
Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Для реализации двигательной деятельности детей используются физкультурное оборудование и спортивный инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом ребенка.
Технические средства обучения. Для осуществления образовательной деятельности с детьми в ДОУ используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные. Для проведения физкультурных и музыкальных занятий, праздников различной тематики, спортивных развлечений в музыкальном и физкультурном залах имеется всё необходимое оборудование. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания, либо в соответствии с ИПР (индивидуальный план развития).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
— Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
— Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
— Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Всё оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания.
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация доступности объекта социальной инфраструктуры (далее — ОСИ) для инвалидов – форма обслуживания
№ |
Категория инвалидов |
Вариант организации доступности ОСИ (формы обслуживания) * |
1. |
Все категории инвалидов |
|
2. |
Передвигающиеся на креслах-колясках |
Б |
3. |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата |
А |
4. |
С нарушениями зрения |
А |
5. |
С нарушениями слуха |
А |
6. |
С нарушениями умственного развития |
А |
* — указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»:
А – доступны все структурно-функциональные зоны ОСИ;
Б – в уровне первого этажа организованно место обслуживания инвалидов;
ДУ – доступен условно, то есть организовано дистанционное обслуживание, помощь персонала и т.д.;
ВНД – временно недоступен.
В ДОУ разработан паспорт доступности учреждения ОСИ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами: педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра.
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
№ |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов ** |
1. |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
ДУ |
2. |
Вход (входы) в здание |
ДП-В |
3. |
Путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации) |
ДП-В |
4. |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения ОСИ) |
ДП-В |
5. |
Санитарно-гигиенические помещения |
ДП-В |
6. |
Система информации и связи (на всех зонах) |
ДП-В |
7. |
Пути движения к ОСИ (от остановки транспорта) |
ДУ |
** ДП-В – доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) — доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В – доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ – доступно условно; ВНД – временно недоступно.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса МБДОУ Детский сад «Оленёнок»:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- создаёт условия для позитивной социализации, индивидуализации, поддержки детской инициативы и творчества детей с ОВЗ;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Организация питания воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Питание в учреждении осуществляется в соответствии с примерным меню, рассчитанным на 10 дней, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в учреждении для трех возрастных категорий: для детей от 2-х месяцев до одного года, от 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет. Меню утверждается заведующим по согласованию с технологом по питанию. В детском саду работает один шеф-повар, 4 повара, 1 кладовщик, два кухонных рабочих, которые придерживаются в своей работе должностных инструкций разработанных согласно их обязанностям.
Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ Детский сад "Оленёнок" не осуществляется.
С подробной информацией об организации питания в МБДОУ Детский сад "Оленёнок" можно ознакомиться в разделе "Организация питания"
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С целью охраны здоровья детей в ДОУ разработан план взаимодействия с ГБУЗ СОКБ «Детская поликлиника», направленный на реализацию комплекса медицинских оздоровительных и профилактических мероприятий.
В ДОУ имеется медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку.
В Учреждении имеются физкультурный зал, спортивная площадка с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Оленёнок».
Согласно Постановлениею Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в ДОУ разработан учебный план.
Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика детского травматизма.
В ДОУ созданы условия по предупреждению детского травматизма.
В помещениях ДОУ:
— мебель соответствует росту детей, оборудование надежно закреплено и не имеет острых углов;
— батареи отопления ограждены деревянными щитами;
— все выходы и входы из здания освещены;
— для хранения дезинфицирующих и моющих средств специальные шкафы, на которых имеются замки, к ним нет доступа детей.
— вдоль всех лестниц имеются перила в соответствии роста детей;
— в каждой группе для персонала имеются памятки о профилактике травматизма.
Психологическое сопровождение обучающихся ДОУ осуществляет педагог – психолог в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями), используя групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей – одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ Детский сад «Олененок», на котором существует версия для слабовидящих.
Воспитанники дошкольного учреждения доступа к информационной сети "Интернет" не имеют.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат (отсутствует)
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (отсутствует)
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- - Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
- - Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- - Конвенция ООН о правах инвалидов
- - Конституция РФ
- - СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.)
- - Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- - Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- - Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- - СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»
- - ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- - ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- - ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
- - СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- - СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- - СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- - СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- - СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- - СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»